Обезжиривание поверхностей
Перед нанесением грунта или лакокрасочного покрытия поверхность должна быть свободна от жира и влаги. На поверхности, которую предстоит окрасить, всегда есть остатки горюче-смазочных материалов, различных технических составов, влага, пыль, другие загрязнения. Если наносить покрытие на неочищенную поверхность, вряд ли можно ожидать, что оно будет качественным и эстетичным. Для обезжиривания применяются органические растворители, щелочные или кислые водные моющие составы, а также эмульсионные составы. Водные щелочные составы хорошо очищают от загрязнений органического и неорганического характера, однако их эффективность мала для удаления шлифовально-полировочных составов и загустевших масел и смазок.
В промышленности, особенно при серийном и массовом производстве, обычно используют водные щелочные растворы при повышенных (70—80 °С) температурах. Но это малоприменимо в условиях домашней мастерской. Поэтому для обезжиривания деталей кузова и при проведении ремонтных работ лучше использовать уайт-спирит или очищенный бензин. Обезжиривание проводят,
протирая поверхность металла кистью либо хлопчатобумажной ветошью, смоченной в растворителе, с последующей сушкой на воздухе. При этом способе необходимо следить, чтобы в процессе обезжиривания на поверхности не оставались ворсинки от ткани.
Не рекомендуется использовать для обезжиривания керосин: он хотя и очищает поверхность от смазки и масла, но оставляет на ней пленку, к которой плохо пристает лакокрасочное покрытие.
Детали из черных металлов можно обезжиривать трихлорэтиленом. Но им нельзя обезжиривать изделия из алюминия и его сплавов, так как могут образоваться взрывоопасные смеси. Нельзя также обезжиривать им детали, смоченные водным раствором или эмульсиями, поскольку при этом может образоваться нерастворимая клейкая масса.
Водные моющие составы с кислой реакцией характеризуются более низкой моющей способностью, нежели щелочные, однако обладают способностью удалять с поверхности металла оксидные пленки.
Эмульсионные составы обладают комбинированным действием. Эти составы представляют собой эмульсию растворителя в воде, стабилизированную поверхностно-активными веществами. Достоинством таких составов является высокая эффективность процесса обезжиривания за счет одновременного растворения и эмульгирования загрязнений.
Обезжиривающая эмульсия, которую можно приготовить:
Трихлорэтилен 20 %
Приофосфат натрия 0,5 %
Ингибитор (амин) 0,5 %
Эмульгатор 2 %
Вода 77 %
В производственных условиях обезжиривание изделий перед окраской осуществляют в несколько стадий. Загрязнения на поверхности изделия неоднородны, они представляют смесь веществ, различающихся по химическому составу и физическим свойствам, поэтому необходимая степень обезжиривания достигается преимущественно сочетанием различных средств обезжиривания.
Предварительная подготовка заключается в том, что наружные поверхности кузова протирают с помощью щетки или ветоши уайт-спиритом. Места, имеющие легкий налет ржавчины, обрабатывают диоксидином. Диоксидин обладает раскисляющей способностью.
Состав диоксидина:
Изопропиловый спирт 16 %
Нитробензол 0,1 %
Этиловый спирт 12 %
Эмульгатор ОП-7 0,5 %
Фосфорная кислота 28 %
Вода до 100 %
Намного более практично применение специальных средств для обезжиривания: например, струйная промывка водным раствором состава «Омега-1», который обладает моющим и раскисляющим действием. Препарат «Омега-1» представляет собой смесь салициловой кислоты и поверхностно-активного вещества — синтанола ДС-10. Эта жидкость цветом от желтого до фиолетового, малоопасная в обращении. Рабочая концентрация препарата в воде составляет 10—15 %.
Окончательное обезжиривание кузовов производят водными щелочными моющими композициями, методами погружения или струйной промывки. Щелочные моющие композиции — это готовые к употреблению смеси солей фосфорной, борной и других неорганических
Обработка кузова перед покраской
кислот с поверхностно-активными веществами, обеспечивающими стабильное моющее действие и пониженное пенообразование. Для щелочного обезжиривания могут применяться также водные растворы.
Правильный выбор обезжиривающих составов зависит от того, как будет обрабатываться поверхность после обезжиривания. Так, если предполагается обработка изделия водным раствором, например фосфатирование, то для обезжиривания лучше применять водные щелочные составы.
После обработки необходимо проверить качество обезжиривания. Для этого нужно протереть поверхность чистой фильтровальной бумагой. Если на бумаге остаются следы жира или грязи, то поверхность необходимо еще раз тщательно промыть растворителем.
_________________________________________
Обезжиривание
В процессе механической обработки и сборки, а также при консервации поверхность металла изделия загрязняется жирами.
При обезжиривании щелочными растворами жиры растительного и животного происхождения — стеарин, сало, олеиновая кислота удаляют щелочными растворами. Под действием щелочей образуются растворимые соли жирных кислот — мыла, а жиры минерального происхождения — смазочные масла, вазелин, парафин — образуют эмульсии.
Мыла и эмульсии с поверхности легко удаляются водой. Обезжиривать изделия можно или путем погружения их в ванны с соответствующими растворами или: струей раствора, направляемого на поверхность под давлением нескольких атмосфер.
Для щелочного обезжиривания стального, чугунного литья и проката применяется, например, раствор, содержащий в 1 л воды 5—10 г кальцинированной соды и 3—5 г тринатрийфосфата. Обработка таким раствором, нагретым до 70—80°С, продолжается 1—3 мин в струйных камерах и 5—20 мин в ваннах. Для очистки сильно загрязненных поверхностей содержание тринатрийфосфата в 1 л воды доводится до 20—30 г и добавляется 5—10 г эмульгатора ОП-7. Эмульгатор ОП-7 заменяется иногда жидким стеклом. После щелочного обезжиривания поверхность изделий необходимо тщательно промыть водой, так как остатки щелочей могут разрушать лакокрасочные покрытия.
Обезжиривание щелочными растворителями представляет собой эффективный и экономичный процесс; однако данный метод непригоден, если на поверхности металла имеется толстый слой смазочных масел. Толстые слои жировых загрязнений необходимо предварительно удалить, например, промывкой горячей водой струйным методом.
Обезжиривание органическими растворителями (бензином, уайт-спиритом) широко применяется в лакокрасочных цехах и осуществляется двумя способами: промывкой в ваннах и протиркой поверхности хлопчатобумажной ветошью, смоченной указанными растворителями. Первый способ применяют для обезжиривания мелких изделий; второй — главным образом для обезжиривания крупногабаритных изделий.
Кроме того, для обезжиривания используют синтетические растворители, например, трихлорэтилен.
Чем лутче обезжиривать аллюминий? При обезжировки бензином порошковая краска отлетает......
ОтветитьУдалитьпоройся на блоге, тут есть описание обезжиривания... составы... при том, бензин для обезжиривания не подходит, он сам по себе уже жирный... можно либо "Галошу", чистый (качественный) Уайт-спирит (его Россия качественно не производит или я не встречал), так же нефрас...
ОтветитьУдалитьМатериалы для вдоподготовки, да и другую полезную промхимию казанцы делают (http://him-kazan.ru/), часто пользуемся.
ОтветитьУдалить